понедельник, 14 марта 2016 г.

Философские размышления о стилях и шаблонах, или «Откуда растут ноги?»

Читая статьи по обучению LibreOffice на разных сайтах, в том числе и в блогах, я постоянно встречаюсь с одним и тем же непониманием, которое превращает эти статьи годными только для домохозяек. Однако, для делопроизводства, да и для людей, которые часто пользуются LibreOffice и хотят думать не о том, как написанное ими должно выглядеть, но только о том что они пишут, концепция стилей и шаблонов является очень важной. Эта статья не урок по использованию, но попытка дать стержень, каркас, идею, вокруг которой можно будет крепить ваши знания. И я очень надеюсь, что она поможет вам собрать воедино уже имеющиеся и проще воспринять новые.

Откуда растут ноги — всем известно. Но откуда вырастает непонимание — обычно никто не задумывается. Большинство людей не думают как они пользуются своими программами. Вернее сказать, они могут сказать как они привыкли пользоваться, но не думают, почему они так привыкли. Однако у этой вещи есть конкретный корень, так же как у ног. Я хотел бы рассказать свою точку зрения. Она не полная. Я не проводил исследований, но я задумывался об этом, и думаю она не далека от реальности.

В середине 90-х был популярен Лексокон. Помните его? Если вы не успели им воспользоваться, или уже забыли его, то я могу привести вам несколько аналогов: Блокнот в Windows, nano, gedit, kate в Linux. Представляете как там форматировать текст? Да, интуитивно: при помощи энтеров , пробелов и лишь единицы умели использовать Tab. Этот способ мне известен как «ручное форматирование». Да, сейчас под этим названием обычно подразумевают способ, пришедший из следующего поколения процессоров (редакторов). Но не удивительно, что даже в очень уважаемых университетах нашей страны на кафедрах информатики до сих пор текст форматируют так, хотя используют уже MS Word 2010 и выше. И им наверное не известно, что уже в этих «примитивных» приложениях, по крайне мере в мире Open Source, появились макросы и надстройки для более простого форматирования отступов текста, выравнивания по левому краю, форматирования в 110 символов. Им некогда было учиться всему этому, много работы, дети голодные, хочется в отпуск, а «начальника» требует новый бланк для заявлений. И...

В следующем поколении офисных приложений появились «кнопочки» форматирования: жирный, курсив, по центу. Нажимание на эти кнопочки и называется теперь «ручным форматированием». Они такие заманчивые, они всегда перед носом. «Нажми на кнопку, получишь результат». И хотя слова песни группы Технология были про другое, но именно так, уже рефлекторно поступают большинство пользователей. Многие годы (на самом деле, около 10 лет) в MS Office только так и можно было форматировать текст. Стили? Не, не слышали.

Но теперь в MSO тоже есть стили. Да-да, есть они там, просто они спрятаны. Я думаю, что они пришли из интернет программирования, и это было логическим продолжением эволюции текстовых документов. Но из всех моих знакомых, только несколько человек знают об их существовании, и только один из них пытается их использовать. Это тоже проблема, Microsoft «придумала» стили в текстовых документах, но забыла о них подумать. «Ступала, куда глаза глядят, но не глядела, куда ступала» - Милорад Павич. Они спрятаны, они редактируются не интуитивно, они не легко управляемы. И хотя внутренне документ построен на использовании стилей, и было бы логично их использовать, но на самом деле, это часто не удобно. Google тоже в своём «онлайнЛексиконе» придумал стили. Я ужасаюсь, когда представляю, что мне придётся в этом работать, даже при всех тех плюсах, которые есть у гугла. Но многим нравится, ведь они не знают, что работу, которую они делают, можно сделать в десятки раз быстрее. Конечно я упустил много много интересного про текстовые процессоры, но к нашей теме сейчас это не особо имеет отношение.
Ну, вот мы и добрались до потомков OpenOffice.org. Эти программные продукты имеют проработанную концепцию стилей. Не только их применения, но и создания, наследования. И вроде бы, зачем заниматься форматированием документа снова и снова, причем методами, многие из которых уже не используют более 15 лет, тратя на это время, силы, нервы? А если вдруг «начальника сказала» что ему не нравится как сделан документ, и 50 страниц нужно переделать по другому… это часы работы, иногда дни… плюс ляпы, ошибки, недочеты. Но народ продолжает. И я встречаю это почти во всех документах, снова и снова, очень упорно, люди ходят по граблям. Зачем? На самом деле, всё очень просто: привычка и лень.

Если вы думаете что стили занимают место, или вам кажется что без стилей лучше, то я вас могу заверить: стили существуют в любом документе современного офисного пакета. Даже в пустом документе MS Word уже есть стиль первого абзаца и стиль страницы. В документах, создаваемых современными офисными пакетами (даже GoogleDrive) стили — это основа документа, данность и неизбежность. Вы можете только выбрать: игнорировать эту данность или заставить её работать на вас.

По правде, некоторые люди пытаются использовать стили, но отказываются от них, потому что им кажется что это очень сложно и долго. Нужно настроить, иногда, десяток стилей, всё это занимает время. И естественно они бросают это занятие. Но вспомним о том, что можно использовать шаблоны.

Большинство из нас пишут очень похожие документы. На самом деле, если попробовать классифицировать наши документы, то окажется что их существует всего 5-6 видов. То есть, каждый раз мы начинаем писать большую часть документа снова и снова. Умные люди прошлого, ещё на заре электронного документооборота, осознав эту тенденцию, придумали шаблоны. Шаблон — это неоконченный документ, в котором выполнено максимальное количество работы для большинства подобных документов. Примером может являться бланк заявления. Конечно, шаблоны тоже эволюционировали, из кусков форматированного текста, в те интерактивные (иногда, в маленькие программки), которые есть сейчас. Естественно, пришла идея выделить шаблоны в отдельный документ (Файл → Сохранить как...), просто для того, чтобы он не путался под руками. Если вы пользуетесь современной операционной системой, то у вас скорее всего есть специальная папка под шаблоны. Поместив туда шаблон, вы сможете создавать новые документ из контекстного меню своего файлового менеджера. Но что более примечательно, открывая документ из шаблона, программа предлагает сохранять в новый документ (не шаблон). Таким образом, ваш начальный шаблон сохранится неизменным. И это очень удобно. Но почему люди не пользуются этим изобретением? Чтобы понять какие виды документов мы используем, нужно остановиться и привести своё рабочее место в порядок. Но: привычка и лень.

И никто, никогда не сделает за вас эту работу так же качественно, как можете сделать это вы сами, если захотите сохранить своё время и забудете про лень к учебе и страх к новому.

Для 90% пользователей текстовых процессоров, можно сказать, что возможности стилей и шаблонов безграничны. Но давайте по порядку. Что мы можем и чего не можем сделать?

Для начала нужно вспомнить что в LibreOffice всё форматирование делится на 2 большие группы: ручное форматирование (то, которое делается при помощи «кнопочек перед носом») и стилями. Стили делятся на пользовательские (те, которые создал пользователь) и предустановленные. Кроме того, стили, например для Writer делятся на стили абзаца, символа, врезки (врезки, формулы, заметки, водяные знаки), страниц и списков. Если исключить поля, то это всё, что человек обычно использует. То есть, мы можем при помощи стилей настроить всё, при этом мы можем создавать и удалять собственные стили или настраивать и скрывать (чтобы не мешались) предустановленные. И если вы остановитесь на секунду, и просто (без учебников) пройдётесь по настройкам стилей (ПКМ по стилю → Изменить...), то вы сами увидите, что вы имеете колоссальные возможности.

Но, ручное форматирование стилям не подвластно. Оно имеет приоритет, и если мы что-то сделали «кнопочкой перед носом», то дальше будете работать с этими «кнопочками». Нет, конечно есть ПКМ по абзацу → «Очистить форматирование», но вот как на зло, иногда эта штука не работает. В некоторых документах (не родных для LibreOffice Writer), почему-то происходит глюк. Так что нужно научиться бить себя по рукам при попытке тянуться к «кнопочкам». Ну, по крайне мере, без острой необходимости не стоит тянуться.
Как я говорил выше, вся сила стилей начинает ощущаться, когда вы используете шаблоны. Дело в том, что шаблон сохраняет все настройки стилей. То есть, вы открываете шаблон и все стили у вас готовы, те что не нужны — скрыты, те что нужны — настроены. Всё что вам нужно — это ввести текст и выбрать нужные стили. Причем, если в друг вам покажется (начальник скажет), что что-то нужно поменять, то изменяя один стиль, вы меняете вид во всём документе разом. И это действительно замечательно. Когда мне пришлось в последний момент редактировать 80 страничное ТЗ, я был очень благодарен этой возможности.

Но, даже если вы не будете использовать ручное форматирование, первое время, вам может быть тяжело. Дело в том, что вам нужно понимать структуру вашего документа. Старый ручной способ форматирования хорош тем, что нам не нужно думать, мы как трёх-летние дети с книжкой-раскраской, покалякали и бросили, в надежде, что нам никогда не придётся это делать снова. Работа же со стилями требует усилий. И это останавливает очень многих, заставляя вернуться в то комфортное состояние недумания. Но на самом деле, только в самом начале эти усилия необходимы. Чем чаще вы используете стили, тем быстрее вы понимаете, какую структуру будет иметь документ, и тем быстрее вы будете работать. В итоге, вы перестанете вообще тратить время на ненужные действия. Это как со слепой печатью, нам кажется, что мы печатаем быстро четырьмя пальцами, а слепой печатью медленно, но с практикой приходит скорость, и вдруг выясняется что четыре пальца работают намного медленнее. Но сначала, нужно напрячься.
Так что в прямом смысле, наши ограничения находятся прямо в нашей голове.

Ещё пару слов о шаблонах. В своё время я столкнулся с навязчивой идеей, что шаблон это кусок текста. И вы теперь знаете, что это не так. Но я хотел бы сказать вам ещё кое-что. Шаблон, кроме буковок и стилей может содержать макросы, поля, защищенные области, подчинёные документы. Остановитесь тут, осознайте этот факт, подумайте как вы можете это использовать в вашей работе. В некоторых ситуациях шаблон может сделать до 99% (например в заявлениях, записках, выборках данных) вашей работы, в некоторых , конечно только 2-3% (форматировании бюллетеней, брошюр). Но остановитесь и подумайте, разве плохо, что некоторая работа будет выполнятся практически сама собой?

В заключение я хотел бы, перефразировав, напомнить вам старую японскую поговорку: Работа — реальность, бессмысленная трата времени — выбор.

Дополнительная литература и источники:

Комментариев нет :

Отправить комментарий